WWW-Мессбауэр.Последний обзор
   Главная О НАС НОВОСТИ ПОСЛЕДНИЙ ОБЗОР ENG

  WWW-Мессбауэр >> Последний обзор


Следующий обзор · Предыдущий обзор

The random Zn - Fe distribution in the sphalerite solid solution Zn1-xFex is proved by NGR


В спектрах твердого раствора Zn1-x FexS выделены три спектральных дублета, для которых были определены параметры СТС и относительные интенсивности. Математическая N-процедура позволила (ценой потери в отношении сигнал/шум) улучшить разрешение парциальных компонент, что значительно снизило корреляцию параметров близких компонент (коэффициенты корреляции для таких компонент при аппроксимации N-спектра уменьшается в 3-10 раз).







Относительные интенсивности парциальных спектральных дублетов А, В и С, отвечающих трем различным величинам q.s., могут быть отнесены трем определенным атомным конфигурациям Fe - (Fe n Zn 12-n ), если признать, что катионы Fe2+ and Zn распределены случайно. Если принять во внимание, что симметричные пары ионов Zn не возмущают градиент электрического поля в области ядра центрального иона Fe2+ , дублет С должен быть отнесен конфигурациям с neff = 0, B дублет – с neff = 1, а дублет С – конфигурациям с neff = 2 или более.

Величина q.s. каждого из дублетов А, В и С изменяется с составом едва заметно, а изомерный сдвиг для всех трех дублетов имеет одно значение, и от состава не зависит. Представленные результаты впервые достоверно доказывают случайное распределение ионов Fe2+ and Zn2+ в сфалеритовом твердом растворе FexZn1-xS, во всяком случае, до x = 0.32.

WWW-Messbauer.Last Reviews

  WWW-Messbauer >> Last Reviews

Next · Previous

The random Zn - Fe distribution in the sphalerite solid solution Zn1-xFex is proved by NGR

Three distinct doublets of Fe2+ were distinguished in spectra of sphalerite solid solution Zn1-x FexS and their HFS parameters and relative intensities were evaluated. The original N-procedure was used, what permitted to solve the problem of close spectral components. The N-procedure improves the spectral resolution at the expense of signal-to-noise ratio and the fitting results are characterized by lower global correlation factors (up to 3-10 times), when the N-transformed spectra are used.

The relative intensities of partial spectral doublets A, B and C, corresponding to three distinct values of q.s., could be referred to three definite atomic configurations Fe - (Fe n Zn 12-n ), just if the Fe2+ and Zn ions are distributed random. When one takes into account, that the symmetric pairs of Zn ions do not disturb the electric field gradient at the central Fe2+ ion, the C-doublet is to be referred to neff = 0, B doublet - to neff = 1 and A doublet to - neff = 2 or more.

The values of q.s. of doublets A, B and C are changing with composition a little, the isomer shift has the constant value for all doublets and does not depend on the composition. The data presented, at first prove the random distribution of Fe2+ and Zn2+ ions in the sphalerite solid solution FexZn1-xS, at least up to x = 0.32.