WWW-Мессбауэр.Последний обзор
   Главная О НАС НОВОСТИ ПОСЛЕДНИЙ ОБЗОР ENG

  WWW-Мессбауэр >> Последний обзор


Следующий обзор · Предыдущий обзор

Пироксеновый Si-Ge твердый раствор (CaNa)Fe(Ge,Si)2 O6 : нишы топологической устойчивости структур C2/c-II и C2/c-III. Разрыв трендов "(b, c, beta) - V" при замещении Ca ионами Na в твердом растворе (CaNa)FeGe2O6.


Пироксеновые структуры C2/c-II (Hd) и C2/c-III (Aeg) имеют различные ниши топологической устойчивости [Nov0319, Nov-04, Nov7RIZV], что обусловлено, главным образом, различием свойств их катионов в структурной позиции М2 - Ca имеет в пироксеновых структурах "координационное число" 8 [Zhang-97], а Na координирован шестью ионами кислорода [Cam-73, Origl-2003].

Разрыв тренда Ca-Na указывает на то, что конечные кристаллохимические члены ряда (CaNa)FeGe2O6 действительно не дают непрерывного твердого раствора. Ограниченная их взаимная смесимость подтверждается исследованиями методами Мессбауэровской спектроскопии и рентгеновской дифрактометрии [Nov-99b, Nov0320, Nov7RIZV].

При низких концентрациях Na (x(Na)=0 - 0.4) Ca-Na тренды "UCP-V" практически совпадают с трендами Fe-Mg твердого раствора Ca(Fe,Mg)Ge2O6 , что иллюстрирует одинаковую упругую реакцию на уменьшающийся "средний" размер полиэдров M1 в первом случае в результате замещения в М1 части ионов Fe2+ ионами Fe3+, во втором - ионами Mg.

При x(Ca)=0.6-0.8 можно предполагать появления "промежуточной" структуры - Мессбауэровский спектр выявляет совершенно иное, специфическое распределение локальных полей на ионах Fe2+ в позиции М1.

Структура двух образцов с номинально одинаковым составом x(Ca)=0.2 не может быть идентифицирована как структура эгирина (C2/c-III) без более детальных исследований.

WWW-Messbauer.Last Reviews
   WWW-Messbauer ABOUT WHAT'S NEW LAST REVIEWS

  WWW-Messbauer >> Last Reviews


Next · Previous

Pyroxene solid solution (CaNa)Fe(Ge,Si)2 O6 : the niches of topological stability of C2/c-II and C2/c-III structures. Discontinuity of (b, c, beta) - V trends at the Ca-Na substitution in the solid solution (CaNa)FeGe2O6.


The pyroxene structures C2/c-II (Hd) and C2/c-III (Aeg) have distinct niches of topological stability [Nov0319E, Nov-2004, Nov7EIZV], what is predetermined by the important difference in properties of their M2 cations - Ca has in pyroxene structures "coordination number" eight [Zhang-97], and Na is six coordinated [Cam-73, Origl-2003].

The discontinuity of Ca-Na trend proves, that, in real, the end members of solid solution (CaNa)FeGe2O6 give no perfect solid solution. The limited miscibility of (CaNa)FeGe2O6 was determined, in real, both by NGR and X-Ray powder diffraction methods [Nov-99b, Nov0320E, Nov7EIZV].

At low concentration of Na (x(Na)=0 - 0.4) the Ca-Na trend UCP-V practically coincide with the trend Fe-Mg of the solid solution Ca(Fe,Mg)Ge2O6 and illustrate just the elastic response to decreasing of the "average" size of M1 polyhedra due to submission of Fe2+ ions by Fe3+, as it takes place at the submission of Fe2+ ions by Mg in the solid solution Ca(Fe,Mg)Ge2O6.

At x(Ca)=0.6-0.8 one can propose the appearance of some distinct intermediate structure - their NGR spectrum demonstrate quite different, specific distribution of local fields.

As for two samples, having the nominal composition x(Ca)=0.2, their structure could not be identified definitely as the aegirine structure (C2/c-III) - the additional studies are needed.